Три шага в грязи, или как тюнингуют джипы

Три шага в грязи, или как тюнингуют джипы

Как только в тюнинговую мастерскую, специализирующуюся на доработке внедорожной техники, приходит человек, который хочет изменить свою машину, первым делом ему зададут вопрос о том, чем он, собственно, интересуется. Ведь подготовка зависит от множества факторов: от серьезности намерений хозяина; от характера действий, для которых машину готовят; от количества времени; от финансовых возможностей, наконец. Одно дело, если заказчик готовит «городской» джип, не стремясь к покорению спортивных высот, просто желая улучшить эстетические качества своего автомобиля. Другое – если владелец хочет участвовать на своей машине в различных внедорожных соревнованиях. И, наконец, совсем отдельный разговор, если он хочет эти соревнования выигрывать.

Тюнингованые джипы

Городской джип

Наиболее популярная марка среди любителей всепролазных машин – Land Rover. Мастера тюнига предлагают клиентам полный спектр аксессуаров для практически всего модельного ряда фирмы: Discovery, Range Rover, Defender. В прайсе любой фирмы можно найти и фирменные «кенгурины», пороги-подножки, декоративные решетки на задние фонари и многое другое с лейблом. Практически в каждом тюнинг-центре можно заказать и установить аксессуары на внедорожники Toyota и Mitsubishi. Эти тоже в чести. Немало тюнинговых станций занимается исключительно продукцией завода УАЗ. Что отнюдь не ограничивает спектр предлагаемых услуг: здесь можно установить специальные «кенгурины» с кронштейнами для дополнительных осветительных приборов, боковые и задние трубчатые ограждения, багажник с лестницей, брызговики и многое другое.

Князи грязи

Спортивная подготовка – конек «джиперов». Впрочем, многое из того, чем занимаются в их мастерских, может быть сделано и в других автосервисах. Правда, с одной оговоркой. Каждый элемент доработки был проверен на прочность в результате «живых» испытаний в жестких условиях соревнований. И никто не сможет вам гарантировать лучше джиперов, что именно эта защита картера выдержит удар на скорости, а такое укрепление рамы позволит не бояться появления опасных трещин на силовых элементах под днищем. Стоит отметить, что все основные «трофийные» изменения направлены на увеличение ходов подвески, ее «длины». Ведь трассы подобных соревнований изобилуют препятствиями, на которых очень легко можно вывесить одно из колес, а то и всю ось. А с длинноходной подвеской это сделать намного труднее.

Спортивная «программа-минимум» включает установку всевозможных «защит»: рулевых тяг, картера двигателя, агрегатов трансмиссии, карданов. Это могут быть как импортные детали, так и сделанные из российских комплектующих по соответствующим чертежам. Под номером два идут колеса – стандартные заменяются на специальные спортивные, большего размера и с правильным внедорожным рисунком протектора. Если геометрия кузова не позволяет это сделать безболезненно, применяют лифтинг – увеличение дорожного просвета. Это может быть либо body lift – подъем кузова над рамой, либо опускание мостов, которое серьезно улучшает геометрическую проходимость. В дополнение устанавливаются более высокие пружины, «мягкие» амортизаторы и специальные колесные диски. Что касается двигателя, то при определенных обстоятельствах его форсировка может не требоваться, а замене подвергнутся лишь главные пары мостов. Далее устанавливаются различные аксессуары – лебедки, блокировки в мосты, аккумуляторы большей мощности и емкости. Во избежание попадания воды в карбюратор (при преодолении водных преград) устанавливается воздушный коллектор с забором воздуха на уровне крыши автомобиля. Эти полезные переделки позволят не только более или менее удачно участвовать в джиперских соревнованиях, но и съездить на охоту и рыбалку в те места, которые были раньше недоступны.

«Программа-максимум» – это дальнейшая работа в указанном направлении. Проводится последующее изменение геометрии кузова – в частности, убираются лишние сантиметры на переднем и заднем свесах. Машина серьезно облегчается, из нее убирается все ненужное – сиденья, обивка. Ставятся дополнительные топливные баки. Устанавливаются колеса еще большего размера, что автоматически ведет к доработке ходовой части и подвески.

Гонки на выживание

Ралли-рейдовая «философия» предполагает установку дуг или каркаса безопасности, спортивных сидений, четырехточечных ремней безопасности, системы пожаротушения. Кроме многократного повышения пассивной безопасности, подобные вещи позволяют сосредоточиться на самой технике вождения, не обращая внимания на другие детали.

Все изменения подвески направлены на усиление: устанавливаются специальные прочные пружины, сдвоенные спортивные амортизаторы. По сравнению с трофи ее характеристики диаметрально противоположны – она должна быть достаточно короткоходна, чтобы исключить валкость и позволить автомобилю вести себя устойчиво на большой скорости. Полностью или частично укрепляется рама. Требуются иные, чем для трофи, колеса – не большие и широкие «тридцать пятые», а достаточно узкие, максимум 30-31 дюйм, с сильно развитым протектором.

В гонках уже не обойдешься сменой главных пар – приходится форсировать двигатель. Можно также установить на спортивные «дизеля» интеркулеры, охлаждающие воздух, поступающий во впускной коллектор двигателя, что позволяет увеличить мощность на 25%. Правда, во многих случаях можно обойтись и чип-тюнингом. Кроме обычного пути (опустошение салона), можно сбросить вес и по-другому – к примеру, заменить металлические кузовные панели на карбоновые или кевларовые. Это дает ощутимый эффект: стандартная задняя дверь Mitsubishi Pajero весит 35 килограмм, а ее карбоновая копия – всего шесть. Что уж говорить о крыльях и капоте!


Трофи? Ралли?

Трофи-рейды – своеобразный «грязевой хардкор», где трасса прокладывается по тяжелому естественному бездорожью со множеством природных препятствий. Скорости здесь невысоки, разве что организаторы включат в состав гонки отдельные быстрые спецучастки или трассы для джип-триалов, входящие в «спортивный зачет» соревнования. Основной упор делается на надежность машины, слаженность действий экипажа и, безусловно, взаимовыручку. Особенности ралли-рейдов известны многим: большая протяженность спецучастков, бездорожный характер трассы, высокая скорость прохождения маршрута. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о «Дакаре» или «Мастер-ралли». Среди скоростных внедорожных соревнований это как самые почетные, так и самые дорогие. Для успешного выступления или просто «доезда» здесь необходимо готовить не только «боевую» машину, но и «техничку». Кроме того, для достойного результата отличная подготовка первого пилота должна сочетаться с профессионализмом штурмана и правильно написанной «легендой».